Школьный музей

Учетная карточка музея   >>
Презентация музея истории Красной речки   >>
История школьного музея Красной речки

Создать музей об истории поселка - это мысль появилась у учителей и учащихся СШ №67 г.Хабаровска, когда в с. Богородское проходил Краеведческий слет «Летопись родных мест». Тогда ребята оформили рукописную книгу «Летопись Красной речки» поняли, как много материала об истории поселка, они собрались и загорелись мыслью продолжить поиски. Эта увлекательная работа заразила и взрослых, родителей и учителей, и малышей. Поиск продолжался все эти годы. Это и работа в архивах, и встречи со старожилами, и переписка с ветеранами. Все это привело к тому, что материала накопилось вполне достаточно для создания музея. Он был открыт 30 июля 2001 года, приурочен к 110-летию со дня основания поселка.

В музее пять разделов

1. «Это начиналось так»

В этом разделе собраны документы из архива о разрешении строительства по Красной речке, а также фотографии первых домов по улице Приемной, фото первых поселенцев. Здесь же есть материалы «Род вселена будет чтить», родословные первых поселенцев Троценко, Володиных, Гурулевых.

2. «Славен трудом человек»

О предприятиях Красной речки – мельзавод, военный завод железобетонных изделий, «Амуркабель», БАМ – 2465, поликлиника № 15.

3. «Учителями славится Россия – ученики приносят славу ей»

Об истории средней школы № 67.

4. «Замечательные люди Красной речки»

Портретная галерея краснореченцев. Среди них – лауреаты премии им. Дьяченко, краеведы-энтузиасты, художник, автор герба г. Хабаровска, автор ледовых скульптур СШ № 67 Логинов Сергей, основатель Большехехцирского заповедника и его директор Михайлов Н.В..

5. «Краснореченцы – участники Великой Отечественной войны"

В разделе материалы о целых династиях защитников Отечества, об истории военных частей, расположенных на Красной речке, а также о патриотическом воспитании в школах поселка, т.е. пионерской организации.

6. Отдельными экспонатами являются бытовой уголок первых поселенцев, уголок туристов и атрибуты пионерской и комсомольской организаций школ поселка Красная речка.

В этом же году (2001 г.) Головацкая Мария, ученица 10 класса СШ № 67 г.Хабаровска награждена грамотой ХК ЦДЮТиЭ. Глубоким и многоаспектным является материал Головацкой о петроглифах Сикачи-Аляна. Несомненна ложка исследования, достоинства в подаче и оформлении материала. В следующем году (2002 г.) в конкурсе краеведческих материалов школьный музей СШ № 67 г. Хабаровска заняли второе место. В конкурсе художественных программ заняли первое.

Поиск материалов по истории поселка начинался в 1991 г., когда ребята участвовали в краевом слете «Летопись родных мест». Сначала они написали письмо в архив г. Томска и попросили прислать материалы о поселке Красная Речка. Но и сами не сидели в ожидании ответа, а стали искать старожилов и искать у них ответы на вопросы, которых появлялось у них все больше. Когда появились первые жители на Красной Речке? Почему так назывался поселок? Чем занимались жители поселка? Какие события запомнились?

Из старожилов ребята нашли Полякову Ксению Титовну, ей тогда исполнилось 106 лет, и девяностолетнюю Фисенко Софью Тимофеевну. Их воспоминания, материалы архива (аудио и видеозаписи) помогли создать первый раздел музея «Как это было». Оказалось, что летом 1891 года к губернатору Приморской области обратилось несколько семей с просьбой разрешить им поселиться по берегам Красной речки. С того дня ведется летоисчисление поселка. А почему речка названа Красной? Существует две версии названия. Первая по берегам реки было много красной глины. Когда вода поднималась и размывала берега, вода становилась красной. Вторая более романтичная. Когда летом, 1891 года прибывали первые поселенцы, они плыли по Амурской протоке, то они видели прекрасную картину, открывающуюся перед ними. Вот потому и красная – красивая.

Краеведы наши не приняли на веру рассказы старожилов и решили сами исследовать Красную речку. С этой целью они отправились по берегу реки, но не от истока, а от устья, речка впадает в Амурскую протоку возле завода «Амуркабель». Что же увидели? Действительно, по берегам ее до сих пор сохранились запасы красной глины, правда, не в таком количестве, как об этом говорили старожилы. А что касается красоты, то, увы! – там, где ступала нога человека, красоты, поубавилось больше, чем красной глины.

Поиск продолжался. Ребята нашли шесть поколений семьи Троценко, по четыре семьи Володиных и Гурулевых, чуть меньше Здутовых, все это дало возможность ответить на вопрос: «Как это начиналось?»

А потом ребятам на помощь пришел Троценко Владимир Александрович, чья цепкая память и мальчишеское любопытство накопили удивительный материал о дальнейшей судьбе краснореченцев. Фотографии его двоюродной сестры дополнили представления о жизни односельчан 20 века. По альбому, который подарила Осинцева Любовь Ильинична, можно изучать историю не только Красной речки, но и всего государства. Именно от них ребята узнали об основании Краснореченского комбината хлебопродуктов, а военном заводе ЖБИ. Это дало основание продолжить Поисковую работу по теме: «Славен трудом человек», где встреча с работниками, изучение документов стало обычным делом. Но не обычен результат – рассказ о трудовых династиях, старейших работниках, участниках ВОВ, продукции предприятий – все это нашло отражение в экспозициях музея.

Краевед Шевнин И.А., занимающийся старообрядчеством, заставил школьников снова обратиться к поиску. И снова встреча. Исследовательская работа во Владивостокском архиве свои результаты: найдено место и узнана судьба старообрядческой церкви на Красной речке. А исследование книги «Последний приют» дополнило представление о жизни наших земляков в 20-30-е годы 20 века. Обращение к жителям поселка с просьбой порыться в кладовых, на чердаках и в сараях, подвалах не осталось незамеченным. Так появился уголок бытовой утвари, где представлены знакомые и незнакомые предметы: сундуки, утюги, трюмо, дорожки, рушники и прочее. Большую помощь в этом оказала учительница нашей школы Коротенко Лариса Васильевна.

Есть в нашем музее и раздел об истории школы. Наверное, в многих школах есть подобный рассказ, (но может быть не во всех) особенно старых, нашей школе 67 лет, сохранились документы с момента ее возникновения, не все школы могут похвастаться памятником в честь ее выпускников, так как первый выпуск нашей школы совпал с началом ВОВ, в музее большое количество альбомов, фотографий, документов о жизни школы в течение 60 лет. Я думаю, немало исхожено троп, совершено экскурсий, встреч, прочитано документов и книг в процессе всей поисковой работы, и надо думать не напрасно. Свидетельством этого является экспозиция «Замечательные люди Красной речки». Здесь рассказ и о тех, кто помогал собирать материалы для музея, и о тех, кем могут гордиться краснореченцы, и о тех, кто известен за пределами нашего поселка. Это и основатель Большехехцирского заповедника Михайлов Н.В., и первая комсомолка поселка, учитель средней школы № 67 краевед Осинцева Л.И., и старожил Фисенко С.Т. (умерла на 1998 году), и три лауреата премии имени Я. Дьяченко, среди них выпускник школы, автор герба г. Хабаровска, автор ледовых скульптур Логинов С.Н.

Но большую гордость составляет раздел об участниках Великой Отечественной войны Красной речки. Здесь собран материал о целом роде защитников Отечества, которые еще с Первой мировой войны с оружием в руках защищали нашу Родину. письма с фронта, фотографии, похоронки, награды – все это подлинные материалы, собранные ребятами в процессе работы.

А уже после открытия наш земляк принес в школу солдатскую фляжку, которую музей передал в Краевой музей.

Заключение.

Сейчас мы ходим по музею, восхищаясь творениями мастеров, и с любопытством рассматриваем предметы старого быта. На выставках рассматриваем награды ветеранов и пионерской организации, монеты и поделки. Но, восторгаясь богатством музейных экспонатов, мы редко думаем о тех людях, которые собрали воедино и сохранили то, что теперь составляет гордость нашей страны, а в нашем случае гордость нашей школы, а также малой родины – Красной речки. Имена многих забыты или затерялись в грудах архивных бумаг, но продолжает жить их дело, благодаря знаниям, любви к искусству, энергии, сохранены многие памятники культуры и науки.

Наш музей постоянно пополняется экспонатами. Сейчас поисковая группа занята сбором материала о братьях Пашинцевых, о героях локальных войн (Чечни, Афганистана, Ингушетии). Восстанавливается «Книга Памяти», реставрируются музейные стенды, проводятся экскурсии, где учащиеся нашей школы знакомятся с историей Красной Речки, встречи с ветеранами ВОВ и локальных конфликтов. Работа в школьном музее, пропаганда его материалов развивает навыки общения, воспитывает любовь и уважение к своему краю.

Окунувшись в музейную работу, я поняла, как была не права, считая ее скучной и неинтересной. Я приглашаю всех в наш школьный музей посмотреть и убедиться в том, что музей – хранитель прошлого и надежда на будущее. И надлежит постоянно и упорно, настойчиво и скрупулезно совершенствовать работу музея во имя сохранения социальной памяти, заключенной в предметах материальной и духовной культуры, сбережения народных традиций, выявления утраченных страниц исторической реальности.

Мероприятия

Классный час "Афганистан - живая память"

Сценарий   >>

Презентация   >>

Видео мероприятия   >>

Мы помним Беслан


Все данные на сайте размещены на основании согласия педагогов, законных представителей обучающихся и в соответствии с федеральным законом от 27.06.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных"

Последнее обновление (29.09.18 13:26)